Уровни развития психики по Л.С. Выготскому — этапы и характеристики


Лев Семёнович Выготский, выдающийся российский психолог и педагог, разработал теорию уровней развития психики, которая стала одной из ключевых концепций в истории психологии. Он утверждал, что развитие психики происходит через определенные этапы, каждый из которых имеет свои характеристики и задачи.

Первый уровень развития психики, согласно Выготскому, — это биологический уровень. На этом этапе ребенок зависит от внешних факторов, таких как голод, усталость и болезнь, и его поведение определяется базовыми инстинктами и потребностями. Он учится осознавать свои физиологические потребности и удовлетворять их. Этот уровень характеризуется рефлекторными реакциями и низким уровнем саморегуляции.

Второй уровень — сензитивный уровень. На этом этапе ребенок начинает осознавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Он развивает свои ощущения, мышление и способность к общению. Этот уровень характеризуется формированием первичных представлений о предметах и процессах, а также началом эмоционального реагирования.

Третий уровень — символический уровень. На этом этапе ребенок начинает использовать символы, такие как слова и знаки, для коммуникации и мышления. Он развивает способность абстрактного мышления, сопоставления и классификации объектов, а также активно участвует в общественных играх и ролевых играх. Этот уровень характеризуется появлением четких речевых навыков и способностью к сознательному пониманию и использованию символов.

Каждый уровень развития психики по Л.С. Выготскому имеет свою значимость и предназначение в жизни ребенка. Использование этой теории помогает понять, какие навыки и умения следует развивать в каждом возрастном периоде, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка. Благодаря этой теории психологии, мы можем лучше понять процессы формирования личности и помочь детям достичь своего потенциала развития.

Уровни развития психики по Л.С. Выготскому

Л.С. Выготский, выдающийся российский психолог и педагог, разработал концепцию уровней развития психики, которая описывает характерные черты, особенности и взаимосвязи между уровнями психического развития. Эта концепция позволяет понять, как происходит психическое развитие ребенка и как он усваивает знания и умения.

Выготский выделял три основных уровня развития психики: низший, промежуточный и высший. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики и особенности.

  1. Низший уровень развития психики характеризуется преобладанием внешней психической активности над личностной. На этом уровне ребенок осваивает способы воздействия на окружающий мир в основном через сенсорные ощущения. Внимание у него развито мало, реакции ориентированы на сильные внешние воздействия.
  2. Промежуточный уровень развития психики характеризуется появлением первых личностных форм психической активности. На этом уровне ребенок начинает использовать знаковые средства, такие как жесты, мимика, слова, для общения и взаимодействия с другими людьми. Внимание становится более устойчивым и сосредоточенным.
  3. Высший уровень развития психики характеризуется формированием личности и осознанной психической деятельности. На этом уровне ребенок уже способен к абстрактному мышлению, обладает воображением, развитым вниманием и памятью. Он способен анализировать и синтезировать информацию, планировать свои действия и решать сложные задачи.

Уровни развития психики по Л.С. Выготскому дают нам возможность лучше понять процессы психического развития и создать оптимальные условия для его стимуляции и поддержки. Знание и учет этих уровней помогает педагогам и родителям выбирать адекватные методики обучения и развития, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Этапы развития психики

Уровни развития психики по Л.С. Выготскому представляют собой последовательность этапов, характеризующих изменения в познавательных процессах и способностях от раннего детства до зрелого возраста. Каждый этап характеризуется своими особенностями и механизмами развития.

  1. Эмоционально-полупроизвольный уровень (0-1,5 лет): В этом возрасте дети находятся в состоянии предбурбулярной деятельности, их внимание сосредоточено на собственных ощущениях и эмоциях. Они проявляют простейшие двигательные реакции, направленные на удовлетворение своих физических потребностей. Ребенок начинает понимать смысл окружающих его предметов и начинает использовать их для удовлетворения своих потребностей.
  2. Первичный интеллектуальный уровень (1,5-3 года): За этот период у детей начинают формироваться первые признаки мышления. Ребенок активно задает вопросы, пытается понять, как устроен мир вокруг него. Он начинает использовать язык для выражения своих мыслей и потребностей. Дети начинают играть ролевые игры, имитируя деятельность взрослых.
  3. Вторичный интеллектуальный уровень (3-7 лет): На этом этапе дети осваивают игровую деятельность, начинают играть с другими детьми, они становятся способными к сотрудничеству. Дети начинают мыслить образами и совершенствовать свои речевые навыки. Развивается логическое мышление и абстрактное понимание мира.
  4. Конкретно-операционный уровень (7-11 лет): В этом возрасте дети овладевают систематическими и логическими операциями, что позволяет им понимать и анализировать сложные явления и процессы. Дети научаются решать проблемы с использованием логического мышления и начинают понимать причинно-следственные связи.
  5. Абстрактно-предметный уровень (11-16 лет): На этом этапе развития психики дети получают способность к абстрактному мышлению и способны анализировать и оценивать информацию на более высоком уровне. Они начинают интересоваться моральными и этическими вопросами и формируют свои личностные ценности.
  6. Стадия вероятностно-абстрактного мышления (16-20 лет): В это время происходит формирование личности и самоидентификация. Дети развивают возможности абстрактного мышления, начинают планировать свое будущее и принимать решения, основанные на рациональных соображениях. Они начинают рефлексировать о своих действиях и мире в целом.

Эти этапы развития психики являются основополагающими в процессе формирования личности и позволяют детям освоить необходимые навыки и способности для успешной адаптации в обществе.

Характеристики уровней развития психики

Предсимволический уровень:

Характеризуется отсутствием языковой структуры мышления и восприятия. Дети на этом уровне не способны абстрактно мыслить и пользоваться символами для описания объектов и событий. Вместо этого, предсимволический уровень развития психики основывается на непосредственном опыте и сенсорном восприятии окружающего мира.

Символический уровень:

На этом уровне дети начинают использовать символы и знаки для описания и представления объектов и событий. Они развивают способность к абстрактному мышлению и могут строить понятия и образы в своем уме. Язык играет ключевую роль на символическом уровне развития психики, поскольку он предоставляет средство для передачи информации и дискуссии.

Рефлексивный уровень:

На этом уровне дети начинают анализировать свое собственное мышление и поведение, а также мышление и поведение других людей. Они развивают способность к самооценке и самоконтролю. Рефлексивный уровень развития психики выходит за рамки непосредственного опыта и восприятия, позволяя детям анализировать и модифицировать свои мысли и действия на основе рефлексии и знаний.

Источник: https://psy-online.net/psihologija-razvitija/urovni-psihiki-po-l-s-vygotskomu

Добавить комментарий

Вам также может понравиться