Лев Семёнович Выготский, выдающийся российский психолог и педагог, разработал теорию уровней развития психики, которая стала одной из ключевых концепций в истории психологии. Он утверждал, что развитие психики происходит через определенные этапы, каждый из которых имеет свои характеристики и задачи.
Первый уровень развития психики, согласно Выготскому, — это биологический уровень. На этом этапе ребенок зависит от внешних факторов, таких как голод, усталость и болезнь, и его поведение определяется базовыми инстинктами и потребностями. Он учится осознавать свои физиологические потребности и удовлетворять их. Этот уровень характеризуется рефлекторными реакциями и низким уровнем саморегуляции.
Второй уровень — сензитивный уровень. На этом этапе ребенок начинает осознавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Он развивает свои ощущения, мышление и способность к общению. Этот уровень характеризуется формированием первичных представлений о предметах и процессах, а также началом эмоционального реагирования.
Третий уровень — символический уровень. На этом этапе ребенок начинает использовать символы, такие как слова и знаки, для коммуникации и мышления. Он развивает способность абстрактного мышления, сопоставления и классификации объектов, а также активно участвует в общественных играх и ролевых играх. Этот уровень характеризуется появлением четких речевых навыков и способностью к сознательному пониманию и использованию символов.
Каждый уровень развития психики по Л.С. Выготскому имеет свою значимость и предназначение в жизни ребенка. Использование этой теории помогает понять, какие навыки и умения следует развивать в каждом возрастном периоде, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка. Благодаря этой теории психологии, мы можем лучше понять процессы формирования личности и помочь детям достичь своего потенциала развития.
Уровни развития психики по Л.С. Выготскому
Л.С. Выготский, выдающийся российский психолог и педагог, разработал концепцию уровней развития психики, которая описывает характерные черты, особенности и взаимосвязи между уровнями психического развития. Эта концепция позволяет понять, как происходит психическое развитие ребенка и как он усваивает знания и умения.
Выготский выделял три основных уровня развития психики: низший, промежуточный и высший. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики и особенности.
- Низший уровень развития психики характеризуется преобладанием внешней психической активности над личностной. На этом уровне ребенок осваивает способы воздействия на окружающий мир в основном через сенсорные ощущения. Внимание у него развито мало, реакции ориентированы на сильные внешние воздействия.
- Промежуточный уровень развития психики характеризуется появлением первых личностных форм психической активности. На этом уровне ребенок начинает использовать знаковые средства, такие как жесты, мимика, слова, для общения и взаимодействия с другими людьми. Внимание становится более устойчивым и сосредоточенным.
- Высший уровень развития психики характеризуется формированием личности и осознанной психической деятельности. На этом уровне ребенок уже способен к абстрактному мышлению, обладает воображением, развитым вниманием и памятью. Он способен анализировать и синтезировать информацию, планировать свои действия и решать сложные задачи.
Уровни развития психики по Л.С. Выготскому дают нам возможность лучше понять процессы психического развития и создать оптимальные условия для его стимуляции и поддержки. Знание и учет этих уровней помогает педагогам и родителям выбирать адекватные методики обучения и развития, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Этапы развития психики
Уровни развития психики по Л.С. Выготскому представляют собой последовательность этапов, характеризующих изменения в познавательных процессах и способностях от раннего детства до зрелого возраста. Каждый этап характеризуется своими особенностями и механизмами развития.
- Эмоционально-полупроизвольный уровень (0-1,5 лет): В этом возрасте дети находятся в состоянии предбурбулярной деятельности, их внимание сосредоточено на собственных ощущениях и эмоциях. Они проявляют простейшие двигательные реакции, направленные на удовлетворение своих физических потребностей. Ребенок начинает понимать смысл окружающих его предметов и начинает использовать их для удовлетворения своих потребностей.
- Первичный интеллектуальный уровень (1,5-3 года): За этот период у детей начинают формироваться первые признаки мышления. Ребенок активно задает вопросы, пытается понять, как устроен мир вокруг него. Он начинает использовать язык для выражения своих мыслей и потребностей. Дети начинают играть ролевые игры, имитируя деятельность взрослых.
- Вторичный интеллектуальный уровень (3-7 лет): На этом этапе дети осваивают игровую деятельность, начинают играть с другими детьми, они становятся способными к сотрудничеству. Дети начинают мыслить образами и совершенствовать свои речевые навыки. Развивается логическое мышление и абстрактное понимание мира.
- Конкретно-операционный уровень (7-11 лет): В этом возрасте дети овладевают систематическими и логическими операциями, что позволяет им понимать и анализировать сложные явления и процессы. Дети научаются решать проблемы с использованием логического мышления и начинают понимать причинно-следственные связи.
- Абстрактно-предметный уровень (11-16 лет): На этом этапе развития психики дети получают способность к абстрактному мышлению и способны анализировать и оценивать информацию на более высоком уровне. Они начинают интересоваться моральными и этическими вопросами и формируют свои личностные ценности.
- Стадия вероятностно-абстрактного мышления (16-20 лет): В это время происходит формирование личности и самоидентификация. Дети развивают возможности абстрактного мышления, начинают планировать свое будущее и принимать решения, основанные на рациональных соображениях. Они начинают рефлексировать о своих действиях и мире в целом.
Эти этапы развития психики являются основополагающими в процессе формирования личности и позволяют детям освоить необходимые навыки и способности для успешной адаптации в обществе.
Характеристики уровней развития психики
Предсимволический уровень:
Характеризуется отсутствием языковой структуры мышления и восприятия. Дети на этом уровне не способны абстрактно мыслить и пользоваться символами для описания объектов и событий. Вместо этого, предсимволический уровень развития психики основывается на непосредственном опыте и сенсорном восприятии окружающего мира.
Символический уровень:
На этом уровне дети начинают использовать символы и знаки для описания и представления объектов и событий. Они развивают способность к абстрактному мышлению и могут строить понятия и образы в своем уме. Язык играет ключевую роль на символическом уровне развития психики, поскольку он предоставляет средство для передачи информации и дискуссии.
Рефлексивный уровень:
На этом уровне дети начинают анализировать свое собственное мышление и поведение, а также мышление и поведение других людей. Они развивают способность к самооценке и самоконтролю. Рефлексивный уровень развития психики выходит за рамки непосредственного опыта и восприятия, позволяя детям анализировать и модифицировать свои мысли и действия на основе рефлексии и знаний.
Источник: https://psy-online.net/psihologija-razvitija/urovni-psihiki-po-l-s-vygotskomu