Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ 44) устанавливает основные принципы и процедуры государственных закупок в России. Согласно этому закону, большинство закупок государственных и муниципальных организаций должно проводиться путем открытого конкурса. Однако, есть способы закупок, которые не подпадают под конкурсы, предусмотренные ФЗ 44.
Один из таких способов — это заключение договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг с использованием единственного поставщика или исполнителя. В некоторых случаях, когда есть оправданные основания, можно проводить конкурентные переговоры с несколькими поставщиками или исполнителями, но в целом это исключение из правил ФЗ 44. Этот способ применяется, например, в случаях конфиденциальности, когда требуется организовать закупку у специфического поставщика или исполнителя.
Еще один способ, который не подпадает под конкурсы ФЗ 44, это совмещение функций заказчика и поставщика (исполнителя). То есть, когда заказчиком является организация, которая сама производит нужные товары, выполняет работы или оказывает услуги, и не нуждается в конкурсной процедуре для выбора поставщика или исполнителя. Этот способ используется, например, в случаях, когда заказчик предоставляет свои услуги только внутри организации и не осуществляет торговую деятельность.
Наконец, еще один способ, который выходит за рамки конкурсов ФЗ 44, это приобретение товаров, работ или услуг на основании исключительной поставки от непосредственного производителя или только у одного поставщика, когда это предусмотрено законодательством.
Какие методы не попадают под конкурсы
Федеральный закон № 44 предусматривает проведение конкурсных процедур для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Все участники конкурсов должны соответствовать установленным требованиям и правилам, предусмотренным законом.
Однако, не все методы закупки товаров и услуг через ФЗ 44 подпадают под конкурсы. Вот несколько примеров методов, которые не являются конкурсами:
- Единственный поставщик. В случае, когда существует только один поставщик товара или услуги, заказчик может заключить договор с ним напрямую, без проведения конкурса. Однако, такой случай должен быть обоснован, и заказчик должен провести предварительное исследование рынка.
- Запрос ценовых предложений. Вместо проведения конкурса, заказчик может запросить ценовые предложения у нескольких поставщиков и выбрать наиболее выгодное предложение. Этот метод применяется, когда заказчик не требует от поставщика выполнения каких-либо особых условий или качества товаров или услуг.
- Аукцион. Аукцион является отдельным методом закупок, который проводится в соответствии с ФЗ 44. В рамках аукциона заказчик устанавливает начальную цену, а участники аукциона предлагают свои цены. Победителем является участник, предложивший наиболее выгодную цену. Аукцион может быть проведен в форме открытого или закрытого аукциона.
Эти методы не подпадают под конкурсы, но всё равно требуют соблюдения требований ФЗ 44, включая публичность процедур и равное обращение со всеми участниками.
Методы, исключаемые из конкурсной процедуры
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ 44) определяет процедуры закупок, которые не являются конкурсами и не подпадают под действие закона.
Ниже перечислены методы, которые исключаются из конкурсной процедуры:
- Прямая закупка. Этот метод применяется в случаях, когда нет необходимости проводить конкурс и закупка осуществляется у единственного поставщика.
- Способ закупки у единственного поставщика. Этот метод используется, когда услуги или товары могут быть предоставлены только определенным поставщиком или производителем.
- Требования квалификации. В некоторых случаях, при закупке значительных объемов товаров или услуг, проводится только процедура проверки квалификации поставщика.
- Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. ФЗ 44 предусматривает преимущественное право на участие в конкурсе для субъектов МСП, что может исключить другие способы закупки.
Важно помнить, что при проведении конкурсных процедур, предусмотренных ФЗ 44, должны быть соблюдены требования к прозрачности, открытости и равноправии для всех участников.
Способы, запрещенные по ФЗ 44
Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает основные принципы и порядок проведения государственных и муниципальных закупок. Закон преследует цель обеспечения прозрачности и эффективности государственных закупок, а также предотвращения коррупции.
Согласно ФЗ 44, запрещены следующие способы проведения закупок:
- Несоблюдение принципов конкуренции и равенства участников закупки. Заказчики не могут проводить закупки ограниченным кругом лиц или дискриминировать участников.
- Установление барьеров для участия в закупке. Заказчики не могут устанавливать неприемлемые требования к участникам, необоснованно повышать требования к квалификации или стоимости закупаемых товаров, работ или услуг.
- Непосредственное участие должностных лиц заказчика в закупочной процедуре. Должностные лица не могут участвовать в закупке без посредничества, а также получать имущественные или иные льготы от участников закупки.
- Коррупционные схемы и взяточничество. Закупка не может быть проведена с использованием взяток или других незаконных методов влияния на участников или должностных лиц.
- Скрытые соглашения и сговоры между участниками. Закупка не может быть проведена при наличии договоренностей или сговора между участниками закупки с целью исключения конкуренции.
- Нарушение условий договора. Заказчик и поставщик не могут нарушать условия, сроки или стоимость договора без согласования другой стороной.
Нарушение этих запретов может привести к наказанию в соответствии с действующим законодательством. Поэтому заказчикам и участникам закупок необходимо тщательно соблюдать требования ФЗ 44 и исключить проведение запрещенных способов закупки.
Альтернативные пути при проведении закупок
Кроме конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом №44, существуют и другие способы осуществления закупок:
- Аукцион в электронной форме. Этот способ заключается в проведении торга на специальной площадке, где участники могут подавать свои предложения через интернет. В результате победителем становится участник, предложивший наилучшие условия с учетом требований заказчика.
- Запрос котировок. В данном случае заказчик обращается к потенциальным поставщикам с просьбой предоставить коммерческие предложения. После анализа предложений, заказчик выбирает поставщика, условия сделки с которым наилучшим образом удовлетворяют его потребностям.
- Единственный поставщик. Этот способ используется, когда существует только один поставщик, который удовлетворяет требованиям заказчика. В таком случае заключение договора происходит без проведения конкурсных процедур.
- Подрядчик или подрядная организация. В этом случае заказчик заключает договор с подрядчиком на выполнение определенных работ и услуг в рамках проекта. Подрядчик, в свою очередь, сам осуществляет закупки материалов и оборудования для выполнения работ.
- Закупка у социально ориентированных организаций. Этот альтернативный путь закупок направлен на поддержку социально значимых и инновационных организаций. Заказчик имеет право закупать товары, работы и услуги у этих организаций по специальным процедурам.
Строгое соблюдение законодательства при проведении закупок гарантирует прозрачность, эффективность использования бюджетных средств и создание равных условий для всех потенциальных поставщиков.
Необычные методы выбора поставщиков
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает проведение открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок для выбора поставщиков. Однако есть несколько необычных методов, которые не подпадают под данные конкурсы.
1. Приглашение по рекомендации
Организатор закупки может воспользоваться данным методом, приглашая поставщиков по рекомендации. В этом случае выбор поставщиков осуществляется на основе субъективных предпочтений и рекомендаций, а не на основе открытого конкурса.
2. Оперативный вызов на поставку
В случае крайней необходимости, организатор закупки может провести оперативный вызов на поставку необходимых товаров или услуг. В этом случае выбор поставщиков осуществляется на основе срочной потребности и учета актуальных обстоятельств.
3. Заключение международного соглашения
Организатор закупки может заключить международное соглашение с иностранным поставщиком, если такие товары или услуги невозможно обеспечить у отечественных поставщиков. В этом случае выбор поставщика осуществляется на основе возможности получения товаров или услуг с учетом их качества и стоимости.
4. Совместное предприятие
Организатор закупки может создать совместное предприятие с поставщиком для обеспечения товаров или услуг. В этом случае выбор осуществляется на основе партнерских отношений и соглашений.
5. Закупка у государственного или муниципального унитарного предприятия
Если в сфере закупок отсутствуют конкурентные предложения, организатор закупки может приобрести товары или услуги у государственного или муниципального унитарного предприятия. В этом случае выбор осуществляется на основе доступности и надежности такого предприятия.
Необычные методы выбора поставщиков могут быть использованы в особых случаях, когда нет возможности провести открытый конкурс или аукцион. Однако, использование таких методов должно быть обосновано и прозрачным.