Сколько течений в исламе и какие они называются


Ислам является второй по численности религией в мире, и его последователи могут быть представлены разными течениями и школами мысли. В исламе существует несколько основных течений, которые имеют разные традиции, учения и практики.

Одним из наиболее распространенных течений в исламе является суннизм. Сунниты следуют учению пророка Мухаммада, его суннам (примеру) и соблюдают практическую сторону религии. Они также верят в историческое преемство руководства, основанное на выборе первых трех калифов после смерти пророка.

Другим распространенным течением является шиизм. Шииты считают, что лидером общины должен быть посланник Аллаха, а не выборы, и считают, что преемство руководства должно принадлежать праведным потомкам пророка. Они также придают большое значение роли имамов, которые являются духовными лидерами и руководителями.

Кроме суннизма и шиизма, существует несколько других течений в исламе, таких как хариджиты, которые отделились от мусульманской общины в ранние годы ислама, и суфизм, который акцентирует внутренний духовный опыт. Однако существует большое число различных течений и подтечений в пределах этих общих категорий, каждое из которых имеет свои уникальные особенности.

Ислам является религией с множеством разнообразных течений. Эта разнообразность является результатом исторического развития, культурных влияний и интерпретаций священных текстов. Каждое течение в исламе имеет своеобразные учения, практики и убеждения, вносящие свой вклад в многообразие мусульманского мира.

В этой статье мы рассмотрим наиболее известные и распространенные течения в исламе, их основные характеристики и ключевые отличия друг от друга. Ислам является динамической религией, и понимание этих различий поможет нам лучше понять историю, культуру и верования мусульманского мира.

Основные течения в исламе: подробный обзор

Ислам является одной из крупнейших религий в мире и имеет различные течения, которые отражают разнообразие верований и интерпретаций исламского учения. В этом обзоре мы рассмотрим некоторые из основных течений в исламе.

Суннизм:

  • Сунни – наиболее многочисленное течение в исламе, относящееся примерно к 85-90% мусульманской общины.
  • Сунниты считаются последователями пророка Мухаммеда и придерживаются его наставлений.
  • Они верят в важность соблюдения традиций пророка и предписаний Корана.
  • В суннизме есть различные правовые школы, которые разъединены в ряде юридических вопросов.

Шиизм:

  • Шииты составляют примерно 10-15% мусульманской общины и являются вторым по величине течением в исламе.
  • Шиизм отличается от суннизма в отношении пропитания посредниками между Богом и людьми и имамами.
  • Они считают, что имамы – потомки Мухаммеда, являются духовными и политическими лидерами мусульманской общины.
  • Шииты имеют свои собственные правовые школы и ритуальные практики, которые часто различаются от суннийских.

Салафизм:

  • Салаватисты, в том числе и «Ваххабитских» считают, что ислам должен быть восстановлен и повторен в его первоначальной форме времен пророка Мухаммеда и его ближайших последователей.
  • Салафизм пропагандирует отказ от всех инноваций и изменений, возникших после времен пророка.
  • Они стремятся к строгому соблюдению Корана и сунны, отвергают любую форму иудаизма или христианства и считают, что мусульмане должны жить по правилам ислама, указанным в первых поколениях.

Суфизм:

  • Суфизм – это мистическая исламская традиция, акцентирующая внутреннее духовное познание и поиск Бога.
  • Суфийские практики включают медитацию, чтецтво поэзии и музыки, танцы и другие формы обожествления.
  • Основная идея суфизма – достижение близости к Богу через отречение от материального мира и глубокое познание духовных истин.

Это лишь некоторые из основных течений в исламе. Каждое из них имеет свои уникальные черты и интерпретации, но все они имеют общую основу веры в единого Бога, пророка Мухаммеда и Коран.

Сунниты

Сунниты – это крупнейшее и наиболее распространенное течение ислама. Оно следует сунне, то есть примеру и учению пророка Мухаммеда. Сунниты признают первые четыре праведные халифа как законных наследников пророка и проводников его учения.

Основные характеристики суннитов:

  • Суть ислама для суннитов основывается на Коране и сунне пророка Мухаммеда.
  • Сунниты привержены исламскому закону – шариату, которым регулируют свою жизнь.
  • Следование сунне – основной принцип для суннитов. Они стремятся повторить примеры и поступки пророка Мухаммеда, чтобы приближаться к Богу.

Внутри суннитского направления существует множество различных правовых школ (мазхабов), таких как ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты, которые имеют различные интерпретации законов ислама. Каждая из этих школ придерживается своих собственных традиций и интепретаций.

Шииты

Шииты — это одно из главных направлений в исламе, которое отличается от другого главного направления суннитов не только верованиями, но и историей и политическими убеждениями.

Шиизм возник в середине VII века и стал результатом разногласий о преемственности в лидерстве мусульманского сообщества (умма) после смерти пророка Мухаммеда. Шииты считают, что первым калифом должен был стать Али, зять и кузен пророка, в то время как сунниты считают, что первым калифом стал Абу Бакр, друг пророка. Этот спор привел к разделению исламского сообщества.

Существует несколько различных шиитских течений:

  • Имамиты — это крупнейшее шиитское течение, которое признает только двенадцать имамов, причем последний из них скрылся и вернется на землю в конце времен в качестве Махди. Двенадцатые имамиты являются господствующей версией шиитского ислама в Иране и Ливане.
  • Зайдиты — это шиитское течение, признающее пять имамов, включая Зайда и его потомков. Зайдиты в основном живут в Йемене.
  • Исмаилиды — это шиитское течение, которое признает семь имамов, последним из которых был Имам Джафар аль-Садик. Исмаилиды в основном проживают в Индии, Пакистане и Центральной Азии.

Шиитские мусульмане ставят больший акцент на священное достоинство имамов и их родственную связь с пророком Мухаммедом. Они также отличаются от суннитов в некоторых аспектах вероисповедания и религиозной практики.

Это лишь краткое введение в шиитские течения ислама. Вместе с суннитами, шииты составляют две основных ветви ислама, каждая из которых имеет свою уникальную историю, верования и традиции.

Суфизм

Суфизм – это одно из течений в исламе, которое считается мистическим и духовным. Он возник в VIII веке исследователем и ученым ислама Хасаном аль-Басри. Суфийские учение и практики находятся в основе этого течения.

Суфизм ставит акцент на личностном развитии и духовном росте. Суфийские поэты и мыслители, такие как Руми, Хафиз и Ибн аль-Араби, стали известными фигурами в исламской культуре благодаря своим стихам и прозе, которые выражали глубокую духовность и любовь к Богу.

Основные принципы суфизма включают аскетизм, медитацию, поклонение и отречение от материального мира. Суфизм также подразумевает тесную связь с духовным наставником или муршидом, который играет роль гида и наставника на пути духовного прогресса.

Суфизм развил свою систему символов и обрядов, которые помогают суфиям достичь субъективного понимания реальности и Божественного. Эти символы и обряды могут включать в себя музыку, танцы и поэзию, а также специальные методы контемпляции и медитации.

Суфизм оказал значительное влияние на развитие ислама, и его практики и учения впитались в традиции разных стран. Суфизм является многогранным и разнообразным течением, и его представители отличаются в своем подходе, учении и практиках.

Хариджиты

Хариджиты — одно из старейших течений в исламе, образовавшееся еще во времена пророка Мухаммада. Основоположником этого течения считается Хариджа ибн Абд ал-Узза, один из первых ансаров (помощники пророка).

Хариджиты выдвигали ряд основных идей, которые впоследствии стали характерными чертами данного течения:

  1. Отрицание принципа наследования власти у потомков пророка и отстаивание идеи, что имам должен быть выбран на основе способностей и нравственности.
  2. Призыв к свержению правителей, которые не соблюдают исламские обязанности и права, и замена их идеальными мусульманами.
  3. Отказ от любого компромисса и признание только своих правил и традиций.
  4. Проповедь равенства и отсутствия различий между мусульманами.
  5. Наказание мусульман за совершение грехов и нарушение исламских законов в мире и в загробной жизни.

Хариджиты выступали против правления правителях периода праведного халифата и высказывались против любого компромисса с ними. Поэтому они часто подвергались преследованиям и потери сторонников. В ходе исторического развития ислама, хариджиты подразделялись на множество групп, каждая из которых имела свои особенности и представляла различную угрозу для исламского мира.

Сегодня хариджиты не существуют как таковое значимое политическое или религиозное течение. Однако в некоторых странах на Ближнем Востоке и в Северной Африке возникают аналогичные группы, которые придерживаются радикальных и экстремистских идей и вдохновляются исламистскими идеологиями.

Ибадиты

Ибадиты — это одно из самых старых исторических течений в исламе, которые возникли в начале VIII века в Хиразме (современный Узбекистан).

Ибадитов отделяет от других главных течений ислама их основное учение о выборе и коммунальном имамате. Они считают, что имамат должен достигаться путем свободных выборов и должен быть осуществлен только достойным и справедливым правителем.

Основные принципы ибадитского учения охватывают все сферы жизни, включая политику, экономику и моральные ценности. Ибадиты верят в то, что исламское государство должно устанавливать справедливость и приводить к социальной и экономической справедливости для всех своих граждан.

Ибадиты также отличаются своей консервативной интерпретацией исламских законов и приверженностью традиционным обычаям и нормам. Они относятся к умеренному течению ислама и стремятся к мирному сосуществованию с другими религиями и течениями.

Сегодня ибадиты составляют меньшинство в мусульманском мире, но их влияние есть в некоторых странах, включая Оман, Тунис, Ливию и Чад. Они известны своими строгими моральными и этическими принципами, а также своим прогрессивным подходом к экономическому развитию и социальной справедливости.

Основные характеристикиИбадиты
Год основания8 век
Место основанияХиразм (Узбекистан)
Учение об имаматеВыборный и коммунальный
Учение о государствеСправедливое и социально справедливое
Отношение к другим религиям и течениямМирное сосуществование
Страны с влиянием ибадитовОман, Тунис, Ливия, Чад

Ашариты

Ашариты – одно из главных течений в исламе, возникшее в IX веке. Одной из ведущих фигур в развитии и распространении ашаризма был арабский философ и теолог аль-Ашари.

Ашариты придерживаются учения, основанного на догматической акаиде (вероучении), в которой синтезированы исламское правовое образование и философские установки. Главными принципами ашаритов являются:

  • Вера в Бога как единственного существа, обладающего всеми атрибутами совершенства.

  • Принятие проявления Божьей воли и предопределения в любом действии и событии.

  • Отвержение иллюзорности мира и абсолютное признание Божьей воли как основы всего сущего.

  • Отрицание возможности познать Бога рационально и осуждение антропоморфизма.

Ашариты представляют собой умеренное течение ислама, стремящееся найти баланс между рациональным мышлением и верой. Они делают упор на догматические вопросы и поддерживают общественный порядок, основанный на исламском праве.

Мурджиты

Мурджиты — одно из направлений в исламе, которое возникло в VII веке. Эта исламская школа стала известной благодаря своим теоретическим учениям о предопределении и свободе воли.

Основная идея мурджитов заключается в том, что вера имеет абсолютное значение перед делами. Они считают, что человек, который исповедует ислам, независимо от своих поступков, остается мусульманином и остается частью общины верующих. Мурджиты признают, что человек может совершать грехи и допускать ошибки, но это не основание для его выхода из общины.

Мурджиты уверены в Божьем прощении и считают, что только Аллах может судить о верности верующих. Они не признают возможности отказа человека от ислама, поскольку считают, что предназначение и вера определяются исключительно Богом.

Некоторые критики утверждают, что мурджиты отходят от прямолинейного понимания ислама и отрицают важность исполнения религиозных обязанностей. Однако сторонники мурджитов утверждают, что их учение основано на духовном и внутреннем понимании ислама и помогает сохранить единство и гармонию в обществе.

Таким образом, мурджиты представляют собой течение в исламе, которое сосредоточено на внутреннем пути и вере каждого индивида, отрицает возможность отказа от ислама и акцентирует внимание на Божьем прощении и предопределении.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться