Отличия конкурса от аукциона по 223 фз — как правильно выбрать способ государственного заказа


Конкурс и аукцион – это два основных способа закупки товаров, работ и услуг в соответствии с законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако, несмотря на свою схожесть, эти процедуры имеют существенные различия.

Конкурс – это открытая торговая процедура, в ходе которой заказчик принимает предложения от участников, а затем выбирает победителя на основе критериев, заранее определенных в документации. Это позволяет заказчику более гибко выбирать поставщика, учитывая его ценовые предложения, качество товаров/услуг и другие параметры.

Аукцион же – это торговая процедура, в ходе которой заказчик определяет победителя исключительно на основе цены, предложенной участниками. Здесь нет возможности уточнять техническую спецификацию или иные условия сделки – единственным фактором выбора является цена. Это позволяет заказчику получить максимально низкую цену на товары или услуги, однако может ограничивать возможности выбора и качество предложений.

Важно отметить, что конкурс и аукцион могут проводиться как в электронной форме, так и в форме запроса котировок. В обоих случаях заказчик должен соблюдать принципы прозрачности, равенства и конкуренции. Выбор между конкурсом и аукционом зависит от ряда факторов, таких как тип товара или услуг, требования к качеству и техническим характеристикам, а также специфики рынка и прочих обстоятельств.

Участники и условия участия

На конкурс по 223-ФЗ может подать заявку любое юридическое или физическое лицо, которое соответствует требованиям указанным в документации к конкурсу. Документация определяются заказчиком и включает в себя такие условия как:

  • Требования к участникам: указывается какие документы и квалификационные требования должны соответствовать участники;
  • Обязательные условия: указывается какие обязательные условия должны быть соблюдены участниками, например, наличие определенного опыта или сертификации;
  • Регламент конкурса: указывается порядок проведения конкурса, сроки и документы, которые должны быть предоставлены участниками.

Важно отметить, что на конкурсе может быть установлено несколько этапов отбора, такие как предварительный отбор, представление конкурсных предложений и оценка их качества. По результатам конкурса может быть принято решение о выборе победителя и заключении договора на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

В отличие от конкурса, на аукционе по 223-ФЗ могут участвовать только заранее зарегистрированные участники, которые имеют соответствующую лицензию или разрешение на осуществление деятельности, предусмотренной предметом аукциона. Участникам необходимо предоставить заявку в установленном формате и внести задаток.

Процесс проведения

Процесс проведения конкурса и аукциона по 223-ФЗ имеет существенные различия. При проведении конкурса, заказчик определяет перечень документов, которые необходимо предоставить участникам. Участники конкурса подают заявки, в которых предоставляют информацию о себе и своей способности выполнить условия контракта. Затем происходит рассмотрение и оценка заявок представленных компаниями. На основе результатов оценки определяется победитель конкурса, который затем заключает контракт с заказчиком.

Аукцион же осуществляется путем подачи участниками предложений о цене и условиях контракта. При этом применяется прямое сопоставление предложений участников и выбирается победитель аукциона, предложение которого является наиболее выгодным для заказчика. Победитель аукциона также заключает контракт с заказчиком.

Определение победителя

В случае конкурса по 223-ФЗ победитель определяется на основе сравнения предложений участников и учета критериев оценки, установленных в документации о проведении конкурса. Комиссия, созданная для проведения конкурса, анализирует предложения, оценивает их по заданным критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.

В случае аукциона по 223-ФЗ победителем является участник, предложивший наиболее низкую цену для выполнения работ, оказания услуг или поставки товара. Все участники аукциона подают свои предложения в форме цены. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену.

Таким образом, основное отличие заключается в способе определения победителя. В случае конкурса, решение принимается на основе комплексной оценки предложений, а в случае аукциона, решение основано на предложенной цене.

Цена договора

Одно из ключевых отличий между конкурсом и аукционом по 223-ФЗ заключается в том, как определяется цена договора.

В случае проведения конкурса, каждый участник предоставляет свою коммерческую предложение с указанием цены на выполнение требований заказчика. Заказчик выбирает победителя конкурса на основе наилучшего сочетания цены и качества предложения. При этом, закупаемые товары или услуги могут быть разделены на лоты, и каждый участник конкурса может подать свое предложение на один или несколько лотов.

В случае аукциона, цена договора определяется по итогам торгов с применением электронной площадки 223-ФЗ. Заказчик предоставляет условия торгов, указывая начальную цену договора. Участники аукциона могут подавать предложения на участие в торгах, улучшая ценовые условия. Победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее низкую цену.

Таким образом, в конкурсе цена договора определяется закупочной комиссией на основе сравнения всех предложений участников, а в аукционе цена формируется путем торгов и зависит от конкретных предложений участников.

Гарантийные обязательства

На аукционе по 223-ФЗ участник должен предоставить гарантийное письмо об исполнении контракта или обеспечении заявки. Гарантийное письмо выдается банком или кредитной организацией и является подтверждением финансовой надежности участника. В случае неисполнения или частичного исполнения контракта гарант обязан возместить ущерб заказчику в размере гарантии.

В случае конкурса по 223-ФЗ участник должен внести обеспечение заявки, которое может быть в виде денежных средств или ценных бумаг. Обеспечение заявки выплачивается в бюджет Российской Федерации в случае отказа участника от заключения контракта или несоблюдения иных условий участия в конкурсе. Выплата обеспечения заявки в бюджет осуществляется в кратчайшие сроки после соответствующего решения комиссии по закупкам.

Таким образом, гарантийные обязательства являются неотъемлемой частью процедур аукциона и конкурса по 223-ФЗ, и их предоставление является обязательным для участия в торгах.

Аукцион по 223-ФЗКонкурс по 223-ФЗ
Гарантийное письмо об исполнении контракта или обеспечении заявкиОбеспечение заявки (денежные средства или ценные бумаги)
Выплата гарантии в случае неисполнения контрактаВыплата обеспечения заявки в бюджет

Использование признака «лучшее предложение»

В отличие от аукциона, где победителем считается тот, кто предложил наиболее низкую цену, в конкурсе заказчик выбирает победителя исходя из различных критериев, которые могут включать качество товаров или услуг, сроки выполнения работ, опыт участника и другие несущественные характеристики, влияющие на успешность выполнения контракта.

Таким образом, при проведении конкурса заказчик определяет и объявляет заранее критерии, по которым будут оцениваться предложения участников. Каждый участник предоставляет свое предложение, которое оценивается согласно установленным критериям. На основе этих оценок заказчик выбирает победителя, чье предложение будет признано лучшим.

При использовании признака «лучшее предложение» заказчик имеет большую свободу в выборе победителя, поскольку может учитывать различные аспекты контракта, которые важны для него. Это позволяет заказчику получить наилучшие условия выполнения контракта и гарантировать качество выполнения работ или поставки товаров.

Ответственность участников

В рамках проведения конкурса или аукциона по 223-ФЗ участники несут определенную ответственность за соблюдение требований и условий, установленных законодательством и документацией торгов. В случае нарушения участники могут быть подвержены различным видам ответственности, которые могут включать:

  • Штрафные санкции. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств участники могут быть обязаны уплатить штраф в размере определенного процента от стоимости договора. Размер штрафа обычно указан в документации торгов и является фиксированным или зависит от определенных параметров.
  • Исключение из конкурса или аукциона. Если участник совершил серьезное нарушение или не выполнил свои обязательства, организаторы торгов могут принять решение об исключении данного участника из процесса торгов.
  • Судебная ответственность. В случае возникновения споров или несоблюдения законодательства участники могут быть привлечены к судебной ответственности и обязаны выплатить ущерб или понести другие санкции в зависимости от решения суда.

Помимо указанных видов ответственности, организаторы торгов могут применять и другие меры в соответствии с законодательством и документацией торгов, включая изъятие залогов или гарантийных обеспечений, отказ в допуске к торгам и т.д. Все виды ответственности участников подробно описаны в соответствующих нормативных актах и документах, регламентирующих проведение конкурсов и аукционов по 223-ФЗ.

Сроки и стадии процедуры

Сроки и стадии процедуры в конкурсе и аукционе по 223-ФЗ могут немного различаться.

Стадии процедуры конкурса:

1. Подготовительная стадия: организатором проводится подготовительная работа, включающая разработку конкурсной документации и определение критериев оценки заявок.

2. Проведение конкурса: организатором конкурса объявляется о проведении процедуры, заявки подаются участниками, проводится открытие первых и вторых конвертов, проводится оценка заявок, отбираются победители и заключается договор.

3. Мониторинг исполнения договора: организатор следит за исполнением условий договора и осуществляет контрольные мероприятия.

Сроки процедуры конкурса могут значительно варьироваться в зависимости от объема и сложности закупаемых товаров, работ или услуг.

Стадии процедуры аукциона:

1. Определение начальной (максимальной) цены контракта: организатор определяет начальную (максимальную) цену контракта и размещает соответствующую информацию.

2. Подача заявок на участие в аукционе: участники подают заявки на участие в аукционе.

3. Проведение аукциона: организатор аукциона определяет период и время проведения аукциона, проводит аукцион.

4. Оценка и выбор победителя: организатор оценивает заявки участников аукциона, выбирает победителя и сообщает ему об этом.

5. Заключение контракта: организатор аукциона заключает контракт с победителем.

Общий срок процедуры аукциона составляет приблизительно 30-45 дней в зависимости от сложности закупаемых товаров, работ или услуг.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться